Беседы на исторические темы

Тема в разделе "Обо всём", создана пользователем Valery Dubovitsky, 27 фев 2017.

  1. ШонXF

    ШонXF Well-Known Member Член Клуба JCR

    В статье Дейли Мэйл написано, что одну баржу с ленд-лизом затопили в Вануату (очень далеко от Владивостока и от континентальных штатов), когда не смогли договориться о продаже местным, потому что перегонять груз в США оказалось слишком дорого. Теперь это примечательность для туристов-дайверов.
     
  2. Valery Dubovitsky

    Valery Dubovitsky Well-Known Member Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Ага, а так же подписал позорный мир с чеченскими бандитами
     
  3. ШонXF

    ШонXF Well-Known Member Член Клуба JCR

    Цвейг, Воспоминания европейца, про 1918 год:

    С точки зрения логики самое безрассудное, что я мог предпринять после того, как германо-австрийское оружие было повержено, - это возвратиться в Австрию, которая теперь проступала на карте Европы жалкой, серой и безжизненной тенью Австро-Венгерской империи. Чехи, поляки, итальянцы, словаки вышли из ее состава; остался лишь обезображенный остов, кровоточащий из всех вен. Из шести или семи миллионов, которых заставляли называть себя "немецкими австрийцами", только одна столица вместила в себя два миллиона голодающих и замерзающих; предприятия, которые раньше обогащали страну, оказались на чужой территории; железные дороги превратились в жалкие останки; из национального банка изъяли золото, а взамен взвалили гигантский груз военного займа. Границы были еще не определены, так как мирная конференция только что началась; обязательства еще не установлены: не было ни муки, ни хлеба, ни угля, ни бензина; революция или какой-либо другой катастрофический исход казались неотвратимы. По всем бесспорным прогнозам, эта страна, искусственно созданная государствами-победителями, не могла существовать независимой и (все партии: социалистическая, клерикальная, национальная - твердили это в один голос) даже не хотела самостоятельности. Впервые, насколько мне известно, за всю историю случился такой парадокс, чтобы к самостоятельности принуждали страну, которая бы упорно тому противилась. Австрия хотела объединения либо с прежними соседями, либо с исстари родственной Германией, но ни в коем случае не желала вести в таком изуродованном виде унизительное, попрошайническое существование. Соседние государства, напротив, не желали оставаться с подобной Австрией в экономическом союзе, отчасти потому, что считали ее нищей, отчасти опасаясь возвращения Габсбургов; с другой стороны, включению в побежденную Германию противились союзники, чтобы тем самым не усилить ее. В результате решили: немецкая республика Австрия должна существовать и дальше. Стране, которая не желала этого - явление уникальное в истории! - было приказано: "Существовать!"
     
    Valery Dubovitsky нравится это.
  4. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Знаменитые "Бип! Бип! Бип!" 60 лет назад ознаменовали вступление человечества в новую эру - космическую. 4 октября 1957 года металлический шар с четырьмя антеннами был выведен на орбиту Земли, наука торжествовала, а приникшие к приемникам радиолюбители всего мира уже смело представляли себе цветущие на Марсе яблони.

    [​IMG]
    Источник: http://fishki.net/2396929-sputnik60...nogo-sputnika-zemli.html?mode=tag:sssr:recent
     
    Valery Dubovitsky нравится это.
  5. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Японская область СССР

    [​IMG]

    Япония без тротуаров и рынков
    Даже дрова японцы пилили не так, как привыкли русские люди. Если у нас для этой цели обычно пользовались большой двуручной пилой, положив бревно на деревянные подставки-«козлы» и работая вдвоём, то японская манера пилки дров поначалу вызывала у русских людей, приехавших на юг Сахалина, немалое удивление. «Берёт японец однорукую, маленькую японскую пилу, — вспоминал один из очевидцев, — садится у лежащего бревна на землю, на подвязанную сзади к поясу подушечку из собачьей шкуры, и начинает пилить, медленно подёргивая пилу только на себя. Думаешь, сколько же он может, работая так, напилить дров? А вечером смотришь и диву даёшься — испилено около десятка толстых четырёхметровых брёвен…»

    Не меньше первых советских посетителей «префектуры Карафуто» удивлял и домашний быт японцев — на острове с морозными зимами они жили исключительно в традиционных для субтропической Японии лёгких домиках без отопления. Русские люди, привычные к основательным бревенчатым избам с каменными печами, прозвали такие японские жилища «фанерными». Обогревались эти домики лишь маленькими переносными печками, трубы которых высовывались прямо в окна. Зато каждый домик побогаче имел ухоженный и красивый сад с маленьким прудом и камнями в традиционном японском стиле.

    [​IMG]
    Организованная Крюковым городская управа в ТойохареПоэтому приход на юг Сахалина советской власти осенью 1945 года ознаменовался невиданным здесь ранее экономическим либерализмом — крестьянам разрешили оставлять себе половину урожая и свободно продавать его. Советским комендантам приказали организовать во всех японских городах и посёлках базары для торговли.

    Как вспоминал лейтенант Николай Козлов, с августа 1945 года находившийся со своей воинской частью в городе Тойохара (ныне Южно-Сахалинск), столице бывшей префектуры Карафуто: «Японцы, которым во время войны было запрещено торговать, встретили сообщение о свободе торговли с большой радостью. Торговали всем: деревянными сандалиями, кимоно, палочками для еды, брикетами для отопления комнат, мелкими керамическими изделиями, картинами, японскими божками, бумажными фонариками, зонтами, веерами…»

    А вот как вспоминал только что открытый рынок советский глава Южного Сахалина, начальник Гражданского управления Дмитрий Крюков: «Шум, крики, говор на японском и русском языках. Кто с разговорником в руках, кто всякими жестами объясняется. Но торг идёт. Много бродит любопытных, особенно хорошо одетых женщин. Надо сказать, женщины более общительны и приветливы. Немало среди них настоящих красавиц… Здесь не только торговля, но, видимо, и выбор невест».
    [​IMG]
    1 мая 1946 г.
    В тот день начальник Южного Сахалина не догадывался, что с японскими невестами и русскими женихами у новых властей ещё будет немало хлопот. Осенью 1945 года совместная жизнь японцев и русских только начиналась…

    Без гейш, долгов и поклонов
    Если русских людей, оказавшихся в 1945 году на юге Сахалина, удивлялаяпонская жизнь, то, в свою очередь, японцы немало удивлялись русским. Первое, что вызывало неподдельное изумление, — это возможность не кланяться начальству и то, что советский «губернатор» Дмитрий Крюков свободно передвигается по городам и деревням без всякой свиты. Удивляло японцев не отсутствие охраны, а сам факт, что наивысший начальник ходит, как простые смертные. Ранее любой губернатор префектуры Карафуто жил подобно небожителю, окружённый почти средневековыми церемониями.

    Правда, сам Дмитрий Крюков в личном дневнике вскоре отметит и неожиданные последствия отмены обязательных поклонов и телесных наказаний:«Раньше их заставлял всё делать староста и бил за неповиновение, а когда они увидели, что русские не бьют, страх у них исчез, а это сказалось на общей дисциплине японского населения…»
    [​IMG]
    Начальник Южно-Сахалинского областного управления по гражданским делам Д. Н. Крюков
    (слева направо), его жена и первый заместитель А. О. Емельянов. Тоёхара, 1945 г.
    Простой лейтенант Николай Козлов в своих мемуарах опишет и реакцию сахалинских японцев на закрытие публичных домов: «Я узнал, что в городе Тойохара есть семь домов любви. Наши власти стали приказом закрывать их. Хозяева заволновались, но сделать ничего не могли. С виду это были ничем не приметные дома, отличались разве что бумажными фонариками. В приёмной скульптурное изображение жабы, по стенам фотографии. Если девушка занята, фото повёрнуто внутрь. Эти дома в городе были закрыты без шума. Девушек трудоустроили. А вот с домом любви на шахте Каваками (Южно-Сахалинская) получилась осечка. После закрытия японские шахтёры объявили сидячую забастовку. Уголь в город перестал поступать. Пришлось ехать туда мэру города Егорову. Все его доводы на японцев не подействовали. Пришлось уступить…»

    И всё же советские власти довольно активно и успешно интегрировали сахалинских японцев в жизнь СССР. Всего через пять месяцев после капитуляции Японской империи, 2 февраля 1946 года появилось постановление высших властей Советского Союза: «Образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением её в состав Хабаровского края РСФСР».

    С 1 марта 1946 года в новой Южно-Сахалинской области официально вводилось советское трудовое законодательство. На японских и корейских рабочих и служащих новой области распространялись все льготы, предусмотренные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.
    [​IMG]
    Работницы лесопильного завода Касивабара (Северо-Курильск), 1946 год
    Несложно представить реакцию простых обитателей бывшей «префектуры Карафуто» - ранее их рабочий день длился 11−12 часов, женщины официально получали зарплату в два раза меньше, чем работники-мужчины тех же специальностей. Зарплаты корейцев на Южном Сахалине так же по прежним законам самурайской империи были на 10% меньше японских, рабочий день местных корейцев составлял 14−16 часов. Советская власть ввела для мужчин и женщин всех наций единые нормы оплаты труда, 8-часовой рабочий день и в два раза увеличила число выходных дней — их в месяц стало четыре, вместо прежних двух. Впервые было введено и сохранение выплаты части заработной платы на время болезни работника.

    В том же феврале 1946 года на Южном Сахалине провели и местную денежную реформу. За десять суток изъяли всю прежнюю японскую валюту, обменяв её на рубли по курсу 5 иен за один советский рубль. Любопытно, что начальник «Гражданского управления» Дмитрий Крюков сумел сделать этот обмен очень выгодной финансовой операцией — но выгодной не для себя, а для всего населения южной части Сахалина. Сданными жителями миллионами купюр забили целый самолёт и отправили его в китайскую Маньчжурию, где иены всё ещё охотно принимались на рынках. В итоге отменённые на Сахалине деньги превратились в несколько десятков пароходов, гружёных большим количеством риса, сои и проса. «Это были запасы для японского населения на два года», — вспоминал позднее Крюков.

    У денежной реформы оказалось ещё одно последствие, выгодное для большинства небогатых японцев Южного Сахалина — обменяв все иены на советские рубли, Дмитрий Крюков 1 апреля 1946 года подписал приказ «о прекращении взимания налогов и сборов на основе японского законодательства и о сложении всех недоимок». Отныне все существовавшие на юге острова японские банки становились частью Госбанка СССР, а сахалинским японцами прощались все прежние долги по налогам и кредитам.

    Поклон товарищу Сталину
    Все реформы на юге Сахалина не могли проводиться без одобрения высшей власти СССР и самого верховного правителя — Сталина. Поэтому в начале 1946 году Дмитрию Крюкову пришлось побывать в Кремле на «аудиенции» у хозяина страны. Именно этот почти монархический термин — «аудиенция» — употребляет Крюков, вспоминая в мемуарах встречу со Сталиным и заместителем председателя правительства Микояном. К сожалению полное описание их разговора не сохранилось — в этом месте из рукописи Крюкова вырваны две страницы. Уничтожил ли их сам автор, или кто-то иной — неизвестно…
     
    Valery Dubovitsky и TaciturnFarcer нравится это.
  6. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    До нас дошёл лишь маленький кусочек, описывающий завершение состоявшегося в Кремле разговора Крюкова со Сталиным о судьбах Южного Сахалина: «…начал мне опять задавать вопросы о том, какие у нас богатства. Я показал по карте, где нефтеносные и угольные районы, где идёт добыча леса, где находятся бумкомбинаты. Назвал предполагаемые запасы нефти, угля и леса. На вопрос, какой там климат, сказал: „Жить там можно“. Микоян вставил: „Он живёт там четырнадцать лет“. Микоян имел в виду мою работу на севере острова. Я продолжил: „Природа богаче, чем в Крыму, даже дикий виноград растёт, и очень много на склонах гор бамбука и стелющегося кедра. Климат на побережье влажный, а внутри острова континентальный. Выращивать там можно все сельхозкультуры средней полосы России“. Выслушав меня, Сталин сказал: „Ваша задача — быстрее наладить там всё хозяйство и хорошо принять переселенцев. Да, они уже подъезжают?“ Я ответил: „Уже несколько тысяч человек прибыло“. Сталин: „Где вы их размещаете?“ Я сказал: „С согласия японцев, подселяем на свободную площадь“. Сталин взглянул на Микояна, но ничего не сказал. Затем произнёс: „Если где заскрипит, обращайтесь к товарищу Микояну. К японцам относитесь лояльнее, — и, помолчав, добавил: — Возможно, будем дружить с ними“».
    Для Дмитрия Крюкова это была первая и последняя личная встреча с вождём СССР. Естественно он волновался, и прощаясь со Сталиным, вдруг, сделал то чего и сам не мог ожидать…
    [​IMG]
    Заседание Сахалинского Обкома, в центре за столом — Дмитрий Крюков
    На Южном Сахалине глава «Гражданского управления» активно боролся с традиционными японскими поклонами — советские люди считали их пережитком средневековья. Но за время, проведённое на японской части острова, Крюков так привык, что подданные токийского императора постоянно кланяются высокому начальству, что от волнения, выходя из кремлёвского кабинета, сам вдруг инстинктивно, подобно японцу, поклонился верховному вождю СССР. Сегодня мы можем только гадать, как воспринял этот неожиданный ритуал «товарищ Сталин».

    «Только в приёмной, — вспоминает Крюков, — я почувствовал, что от волнения весь вспотел и ничего не заметил в его кабинете, кроме стола. Бывает же!» Из Кремля начальника Южного Сахалина провожал один из личных охранников советского вождя. «Дорогой в машине он сказал, чтобы о вызове к Сталину я не распространялся. И я понял, что надо молчать. И молчал около тридцати лет», — запишет на излёте жизни Дмитрий Николаевич Крюков.

    «Пригласил нас чай пить и угостил даже русской водкой…»

    Как тщательно подсчитала новая власть, на 1 июля 1946 года южную половину Сахалина населяли 275 449 японцев, 23 498 корейцев, 406 айнов, 288 орочонов, 96 русских «старопоселенцев» (так назвали тех, кто постоянно жил здесь ещё при японском владычестве), 81 эвенк, 27 китайцев и 24 нивха. С весны того года в новую «Южно-Сахалинскую область РСФСР» стали переселяться советские граждане с материка.
    [​IMG]
    Объявление на занятом советскими солдатами доме в Тойохаре, 1946 год
    До конца 1946 года на Южный Сахалин переселились почти четыре тысячи семей из России и других республик Советского Союза. Как вспоминал Дмитрий Крюков: «Простой японский народ почти два года жил под одной крышей с прибывающими русскими переселенцами. Помню случай: в Хонто (ныне город Невельск ) зашёл с переводчиком к японцу, в доме которого жила семья нашего командира, спросил: „Не обижают ли вас жильцы?“ Жена хозяина ответила: „У них дети, и у нас дети. Его жена Отся (видимо, Оля) приносит сахар или конфеты. Отся помогает, а в праздник приглашает нас к себе в комнату пить чай, а дети играют вместе“. Таких фактов были тысячи…»

    А вот что рассказывал об отношения с русскими простой рабочий завода агар-агара из посёлка Томари в письме к родным в Японию: «Ко мне поселился один офицер с женой и мальчиком. Мы очень его боялись. Сами знаете, наши офицеры с нами не разговаривали и даже не подходили. Им пинок дать тебе под зад ничего не стоило. А сколько раз они нас оскорбляли бранью. Всё терпели. Думали, какое же несчастье Бог послал на нас, ведь русский офицер ещё злее наших. Что же будет? Не поверите! Мы в этом советском офицере обрели хорошего друга. Мы нашим детям строго запретили заходить к ним в комнату и подходить к мальчику. Раз я работаю на дворе, и возле меня моя дочка играет. Офицер подошёл ко мне и помог, а потом взял мою дочку на руки, унёс в свою комнату и дал ей печенья и конфет, вывел её со своим мальчиком и говорит: вот и играйте здесь вместе, и принёс им игрушки; обращается ко мне: а вы, папаша, что же никогда не заходите ко мне? Заходите, вы же наш хозяин. Я? Какой я хозяин, разве можно нам и ребятам заходить к вам? Он засмеялся и в воскресенье пригласил нас чай пить, и угостил даже русской водкой…"

    Спустя десятилетия Николай Козлов так вспоминал об отношениях, сложившихся между русскими и японскими семьями: «Недалеко от нас поселилась семья Сергея Суспицина. Жена, две дочери. А в другом — мой фронтовой друг Павел Габисов с женой Таисией Николаевной и сыновьями. Тогда мы все сдружились. Любили посидеть у Туко и поговорить с ней. Вместе с японскими семьями, у которых мы жили, ходили в кино, в парк, фотографировались на память…»
    [​IMG]
    Портрет русской и японской семей, живших в одном доме
    Действительно, в кинотеатрах Южного Сахалина в первые годы после войны для японских и русских зрителей показывали вперемешку советские и прежние японские фильмы. Причём советские кинокартины шли без перевода — для местных японцев краткое содержание каждого нового фильма из СССР заранее печаталось в газете «Син синмэй». Эту газету, название которой переводится с японского как «Новая жизнь», осенью 1945 года стали издавать в городе Тойохара (Южно-Сахалинске).

    Главную японскую газету СССР редактировали Муто Тацухико и Ямаути Мансиро, два бывших сотрудника «Карафуто смибун» — «Карафутского вестника», официального издания императорской префектуры, существовавшего до августа 1945 года. Газета «Новая жизнь» выходила раз в два дня тиражом в 30 тысяч экземпляров и быстро стала для местных японцев главным источником новостей и сведений о действительно новой жизни в составе другой страны. Японские журналисты быстро перестроились, сознательно копируя советские газеты — на страницах «Син синмэй», например, регулярно печатали фотопортреты японских передовиков производства, лучших учителей и врачей.

    «Он учит её русскому, а она его японскому языку…»
    Изучение документов и материалов о том времени вызывает удивление — настолько быстро японцы встраивались в жизнь сталинского СССР. Уже 1 мая 1946 года бывшие подданные императора массовыми демонстрациями под портретами Ленина и Сталина отмечали советский праздник. Причём японцы не только были массовкой, несущей лозунги на двух языках, но и активно выступали с трибун.
    [​IMG]
    Первомайская демонстрация в Тойохаре, 1946 год
    Не меньшее удивление вызывает судьба буддийских и синтоистских храмов Южного Сахалина в первые послевоенные годы. Активно интегрируя местных японцев в жизнь СССР, новые советские власти не пренебрегли и религиозным фактором. Начальник «Гражданского управления Южного Сахалина» Дмитрий Крюков описал в мемуарах, как вместе со своим заместителем Александром Емельяновым они впервые посетили крупнейший храм бывшей «Префектуры Карафуто», брошенный священниками, испугавшимися прихода новой власти.
    В итоге получилась парадоксальная ситуация, когда настоятели буддийских и синтоистских храмов стали получать зарплату от государства, в котором господствовала атеистическая идеология. Впрочем, на Южном Сахалине советским властям пришлось в те годы столкнуться и с вопросом, даже более деликатным, чем религиозные верования — личными отношениями мужчин и женщин разных национальностей и рас.
     
    Valery Dubovitsky и TaciturnFarcer нравится это.
  7. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Естественно, что совместное проживание бок о бок нередко приводило людей к русско-японским романам. Но в то время сталинское правительство СССР запретило браки с иностранными гражданами — сделано это было из-за катастрофических потерь мужского населения в ходе страшной мировой войны и наличия миллионов мужчин, молодых и неженатых, в армии за пределами страны. Хотя Южный Сахалин и был официально объявлен частью Советского Союза, но статус местных японцев оставался в первые годы неясным и неопределённым — числясь «свободными гражданами» и живя по советским законам, официального гражданства СССР они не имели. Поэтому новые власти Южного Сахалина русско-японские браки не регистрировали, а для военных близкие отношения с японскими женщинами были прямо запрещены.
    [​IMG]
    Советские офицеры с мирными жителями города Сикука (Поронайск), 1945 год
    Всё это породило немало личных драм. Даже мемуары «начальника Гражданского управления» Крюкова, изложенные весьма сухим и далёким от литературных красот языком, спустя десятилетия передают весь накал страстей.
    «Как мы ни запрещали солдатам и офицерам, да и гражданскому населению, вступать в интимные связи с японскими девушками, всё же сила любви сильнее приказа, — вспоминал Крюков.
    «Теперь я работаю восемь часов, а не двенадцать…»
    К 1947 году на Южном Сахалине уже вполне функционировал социализм по-японски. Все крупнейшие предприятия были объединены в государственные тресты: например, активно работали «Сахалинуголь» и «Сахалинлесдрев», поставлявшие свою продукцию на материк. Для сильно пострадавшей в годы войны рыболовецкой промышленности Южного Сахалина и Курил привезли трофейное оборудование из Германии. Работали и 24 японских колхоза, возникло даже 5 пионерских лагерей для японских школьников. В столице Южно-Сахалинской области в январе 1947 года был открыт Драматический театр — при полном аншлаге японские артисты демонстрировали спектакль по советской пьесе «Любовь Яровая», действие которой происходит в Крыму в годы гражданской войны…
    [​IMG]
    На рыбном комбинате в Невельске бок о бок работали русские и японки. 1947 год
    Социалистические и коммунистические идеи тогда, действительно, оказались популярны в японском народе. И не только на юге Сахалина, где их диктовала новая власть, но и в самой Японии. Достаточно упомянуть, что к лету 1945 года в «Стране восходящего солнца» насчитывалось всего два десятка членов местной компартии, все они сидели в тюрьмах за свои убеждения — но не прошло и трёх лет после капитуляции Японии и легализации местной компартии, как она насчитывала уже 200 тысяч членов и на выборах выиграла десятую часть депутатских мест в японском парламенте.

    Популярности социалистических идей среди японцев во многом способствовал именно пример Южного Сахалина. Военные власти США, оккупировавшие тогда Японские острова, первые годы мало заботились о местной экономике — в стране свирепствовали послевоенная разруха, голод, массовая безработица и гиперинфляция. Иена обесценилась в 53 раза. На этом фоне Южный Сахалин выглядел островком спокойствия и относительного благополучия.
    [​IMG]
    Японка в советском магазине (ранее на Сахалине не было базаров и магазинов), 1946 год
    В итоге спустя год по окончании мировой войны японцы побежали на советскую территорию, к своим сахалинским друзьям и родичам. Только за октябрь 1946 года советские пограничники задержали 253 японца, пытавшихся попасть с Хоккайдо на Южный Сахалин.
    Как вспоминал Дмитрий Крюков: «За ноябрь, при неполной проверке, в Тойохару прибыло из Японии более пятисот человек. Жившая недалеко от нас женщина-врач привезла мужа, тоже врача, и двух детей, израсходовав на это две тысячи иен. Как-то ко мне явился на приём один японский мэр и стал просить разрешения съездить на Хоккайдо, заверяя, что привезёт оттуда к весне до тысячи рыбаков и 9 рыбацких судов. Я спросил: „Почему так точно?“ Он ответил, что может и больше, но об этих уже договорился через верных людей и имеет от них письма. Он так искренне просил, что я сказал ему: „К сожалению, вашу просьбу удовлетворить не могу. В Японии хозяева американцы…“»

    Советские власти усилили погранохрану и перехватили массу писем, в которых сахалинские японцы звали к себе друзей и родных. Начальник цеха бумажной фабрики в Сисука (ныне город Поронайск) Аракава Нобори писал брату: «Я продолжаю работать начальником цеха, при выполнении плана получаю надбавку до 50 процентов в месяц. Мне вполне хватает прокормить жену и моих детей. Они живы, здоровы, живут благополучно. Дети учатся в школе. Нас регулярно снабжают продовольствием и топливом. В случае болезни за пропущенные дни выплачивается зарплата». Рабочий бумажной фабрики в Отиай (ныне город Долинск) Мидзуками Масао писал родным на японские острова: «То, что рассказывали нам о русских, и то, в чём я убедился, живя с ними, отличается, как небо от земли. Русские добросердечные люди. Теперь я работаю восемь часов, а не двенадцать, а зарабатываю больше. Думал, что здесь после войны нам плохо будет, а стало лучше…»

    «У меня большое желание остаться жить с вами…»
    Вероятно, когда в январе 1946 года Сталин на встрече с руководителем Южного Сахалина говорил о «дружбе» с японцами («Относитесь лояльнее — возможно, будем дружить с ними…»), в Кремле рассматривали возможность сохранения японского анклава на острове. Но в течение того же года, по мере нарастания «холодной войны» между СССР и США, высшее руководство Советского Союза приняло решение не экспериментировать с новой национальной автономией на дальневосточных границах.

    Одновременно, за депортацию всех подданных Страны восходящего солнца обратно в Японию выступали и власти США, контролировавшие тогда метрополию бывшей самурайской империи. Американские оккупационные власти были обеспокоены распространением коммунистических идей среди японцев и не желали видеть под боком успешный пример «японского социализма» на соседнем Сахалине. Поэтому уже в конце 1946 года власти США и СССР быстро договорились о депортации сахалинских японцев на родину — даже разгоравшаяся «холодная война» не помешала бывшим союзникам достичь согласия в этом деле.

    Советские власти согласились выслать японское население, а американские предоставляли корабли для их перевозки с Сахалина на Хоккайдо. Так большая геополитика вновь круто изменила судьбу сахалинских японцев, уже вполне прижившихся при сталинском социализме.

    2 января 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «японская» Южно-Сахалинская область объединялась с Сахалинской областью (давно существовавшей на севере острова). При этом столица новой объединённой области переносилась в Южно-Сахалинск, бывший японский город Тойохара. На остров приезжали тысячи переселенцев из России и других республик СССР. Японскому населению приказали готовиться к репатриации на историческую родину.
    Для японцев места здесь больше не оставалось, их ждала оккупированная американцами историческая родина. «Я ожидал, что посыплются массовые просьбы о внеочередном выезде в Японию, — вспоминал спустя десятилетия Дмитрий Крюков. — Однако заявлений почти не было. Вернее, были, но иного характера. Сотни японцев, особенно крестьяне, просили принять их в советское подданство целыми сёлами. Многие приходили ко мне с такими просьбами. Но я знал: никто из них не будет принят, хотя советовал направлять ходатайство в Министерство иностранных дел…»
    [​IMG]
    Японские репатрианты
    Японцы не хотели покидать наконец-то наладившееся относительное благополучие и боялись возвращаться на родные острова, где тогда свирепствовала послевоенная разруха, инфляция и безработица.
    Многих привлекали условия сталинского социализма по сравнению с почти средневековыми нравами прежней Японии. Оставшаяся после войны одна с двумя детьми японка по имени Кудо принесла русскому начальству заявление: «В Японии с давних пор женщина не имеет прав, а здесь я получаю зарплату наравне с мужчинами, и у меня большое желание остаться жить с вами…»

    Но большая политика была неумолима. Массовая репатриация началась весной 1947 года и уже к 1 августа Сахалин принудительно покинули 124 308 человек — почти половина местных японцев. Всем уезжающим разрешалось брать с собой до 100 кг личных вещей и до 1000 рублей.
    Депортация японцев с Сахалина на родину продолжалась. Показательно, что местные советские власти не раз обращались к высшему руководству страны с просьбами приостановить или замедлить выселение — в сельском хозяйстве и промышленности Сахалина нужны были рабочие руки, а дисциплинированные и неприхотливые японцы работали хорошо. В итоге, несмотря на то, что к 1949 году депортировали 272 335 человек, на Сахалине, по подсчётам органов госбезопасности, осталось 2682 японца, так или иначе сумевших получить советское гражданство. Они и их потомки покинут остров только при Брежневе.

    источник
     
    Valery Dubovitsky и TaciturnFarcer нравится это.
  8. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    В 1990-х годах американские специалисты получили доступ на все секретные объекты российского ядерного оружейного комплекса. Об этом президент России Владимир Путин заявил в ходе итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай». Трансляцию ведет ТАСС.

    Проблема ядерного разоружения стала одной из ключевых тем, которые российский лидер затронул в своем выступлении. Так, глава государства напомнил, что в конце прошлого века между Москвой и Вашингтоном было заключено несколько соответствующих соглашений — по программе Нанна — Лугара и ВОУ-НОУ. Высший государственный пост России тогда занимал Борис Ельцин.

    Соглашение по программе Нанна — Лугара позволило специалистам из Соединенных Штатов совершить 620 визитов в «святая святых» ядерного щита России, рассказал глава государства. «США получили доступ на все совершенно секретные объекты Российской Федерации», — подчеркнул Путин, добавив, что документ фактически носил односторонний характер.

    По словам Путина, в рамках второго соглашения американцы совершили 170 визитов на самые закрытые зоны российских обогатительных комбинатов.

    «На Уральском электрохимическом комбинате прямо в цехах был даже оборудован постоянно действующий американский наблюдательный пост. Были созданы постоянные рабочие места, куда американские специалисты каждый день ходили как бы на работу. Да не "как бы", а ходили на работу. А в их помещениях, как водится в таком случае, на совершенно секретных российских объектах стояли американские флаги», — сказал президент.

    В то же время он отметил, что ВОУ-НОУ стало одной из самых эффективных мер ядерного разоружения в истории человечества. «В рамках этого соглашения Россией было выведено из обращения 500 тонн оружейного урана, что эквивалентно примерно 20 тысячам ядерных боезарядов», — пояснил российский лидер.

    https://lenta.ru/news/2017/10/19/topsecret/
     
  9. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сто лет на службе России: судно "Коммуна" и его легендарная история

    [​IMG]

    Судно "Коммуна" - старейшее в составе ВМФ России. Оно было спущено на воду 1913 году, прошло четыре войны, служило под Андреевским, советским, а затем - снова под Андреевским флагом, сменило род деятельности и по-прежнему находится в строю.

    102 года - огромный возраст для морского судна. Казалось бы, "старичку" самое время уйти на "пенсию" и стать музеем, однако в составе военно-морского флота России есть судно, которое находится в строю, даже перешагнув через 100-летний рубеж. Речь идет "Коммуне", старейшем судне ВМФ РФ и самом старом судне во всем мире из фактически стоящих на вооружении.

    [​IMG]

    "Коммуну" строили на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, изначально судно называлось "Волхов". Его заложили в 1912 году, спустили на воду в 1913-м и ввели в эксплуатацию в 1915-м. При спуске на воду присутствовал император Николай II, а его дочь великая княжна Мария Романова разбила бутылку о борт судна.

    [​IMG]

    Проект первого в истории отечественного флота судна-спасателя подводных лодок был разработан еще раньше - в 1911 году по заказу Морского генштаба. В качестве прототипа инженеры использовали германский катамаран "Вулкан".



    Чтобы больше узнать о судне-долгожителе, ИА Nation News связалось с председателем Московского клуба истории флота Константином Стрельбицким, которому доводилось подниматься на его борт. Он рассказал, в чем заключается уникальность "Коммуны".

    "Это единственное судно ВМФ, которое носило Андреевский флаг, сменило его на советский и дожило в своей службе до момента, когда снова подняло Андреевский флаг. Есть крейсер "Аврора", который также был под этим флагами, но это музейный корабль. "Коммуна" - судно обеспечения боевых действий флота в составе флота, оно все время было в составе, не переводясь в ранг музея, хотя таковым может являться по своей сути", - рассказал Стрельбицкий.

    [​IMG]

    Кроме того, специалист отметил, что во всем мире и было всего два таких судна - "Коммуна" и "Вулкан", но вот у последнего судьба сложилась куда менее удачно.

    "Создавалась "Коммуна" в начале ХХ века под специальную задачу - подъем подводных лодок. Во всем мире судов такой конструкции было только два, второе - немецкий "Вулкан". Система была одна и та же - двухкорпусная конструкция катамаранного типа. Между корпусами - тали для подъема подлодок с глубины. Но "Вулкан" после Первой мировой войны, когда переходило из Германии в Англию по репарациям, утонуло в Северном море. Предположительно, это была диверсия немцев, чтобы не отдать судно англичанам", - рассказал Константин Стрельбицкий.

    [​IMG]

    После окончания Великой отечественной войны "Коммуне" тоже хватало работы. В 1954 году она прошла капитальный ремонт, в ходе которого ему заменили двигатели, а в 1956-м вновь заступила на дежурство. Всего за свою службу судно оказалось помощь более чем сотне кораблей и подводных лодок. В 1967 году судно обогнуло Европу, перейдя с Балтики на Черное море. В Севастополе его переоборудовали в носитель глубоководных аппаратов.

    [​IMG]

    Сейчас на нем стоит рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (РТНПА). Он позволяет работать на глубине до 1 километра, с его помощью можно искать подводные объекты, поднимать грузы до 150 кг, разрезать кабели и так далее.

    "Коммуна" у нас была все время в строю. Она действовала в Первую мировую, в Гражданскую войну, в войну с Финляндией, в Великую Отечественную, а после ее перевели на Черное море. То есть, она служила на двух основных военно-морских театрах, участвовала реально во всех войнах, поднимала не только подводные лодки, но и, например, торпедный катер. А после Второй мировой, когда подлодки стали такого водоизмещения, что уже просто сил не хватало, она была переделана в носитель обитаемых подводных аппаратов. Сейчас у нее принципиально новая служба", - рассказал Стрельбицкий.

    [​IMG]

    Судно и дальше будет в строю, при том, что оба его корпуса - оригинальные. Эксперт объяснил, в чем секрет такой долговечности.

    "Коммуна" будет в строю, это не боевой корабль, ему в бой и на боевом патрулировании не ходить. Но для обеспечения задач и в качестве носителя батискафов оно вполне пригодно. "Коммуна" имеет свой ход, а может ходить под буксирами. Она участвовала в параде на День Победы 9 мая 2014 года. Сам я несколько раз на ней бывал. Оба корпуса катамарана - оригинальные. Они соединены очень прочными металлическими мачтами ферменной конструкции. Они тоже не перестраивались, хотя во время Великой Отечественной войны было прямое попадание снаряда в одну из ферм, я видел это место, его полностью заменили. Это очень качественная русская постройка. Сам проект - чисто русский. Это наша постройка и наши хорошо подготовленные материалы", - заключил Константин Стрельбицкий.



    источник
     
    K.O.T, Valery Dubovitsky, ШонXF и ещё 1-му нравится это.
  10. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Не доживали до 30. Какова была смертность в царской России, или Россия, которую мы потеряли
    150 лет назад, в конце октября 1867 года, Александр II утвердил положение «О мерах по определению точной годовой смертности в Петербурге». SPB.AIF.RU вспоминает, какова была статистика, и что писали демографы о положении дел в Российской империи.

    Эксперты того времени сходились на том, что одними из причин высокой смертности были беднота и тяжелая санитарная обстановка.

    Основоположник отечественной санитарной статистики Петр Куракин, проанализировав материалы переписи 1897 года и данные об умерших за 1896-1897 годы, посчитал, что средняя продолжительность жизни в Европейской России для женщин была немногим более 31 года, для мужчин – 29 лет. На территории Украины и Белоруссии эти цифры были чуть выше – 36 лет и 37 лет для женщин, а также 35 и 37 лет для мужчин.

    В работе «Рождаемость и смертность в капиталистических государствах Европы» он заметил закономерность: на уровень смертности взрослого населения сказывалось развитие крупной фабрично-заводской промышленности.

    На примере Богородского уезда он увидел, что наиболее неблагополучной в этом плане оказалась центральная часть, где по течению реки Клязьма были расположены крупные и средние фабрики.

    «Наиболее высокая смертность населения сосредоточивается здесь, преимущественно, в местностях расположения крупных фабричных мануфактур: из 9-ти приходов этой местности со смертностью выше 48% — в 7-ми сосредоточиваются самые крупные фабрично-промышленные центры уезда», — писал он.

    Еще одним важным фактором, сказывающимся на низкой продолжительности жизни , были эпидемии, выкашивающие целые деревни. Один из организаторов санитарно-эпидемиологической службы, профессор Алексей Сысин писал, что в дореволюционные годы Россия являлась постоянной ареной эпидемических вспышек:

    «Отсутствовало санитарное законодательство, чрезвычайно слабо была развита сеть необходимых лечебных и санитарных учреждений в стране; государство почти не участвовало в расходах для этой Цели. Как известно, дело борьбы с заразными болезнями было передано в руки местных органов-земств и городов; но никакой обязанности для последних не существовало. В особенно тяжелых условиях были окраины страны — Сибирь. Средняя Азия, Кавказ, Север; также были обычными очагами эпидемий и наши сельские местности».

    «Вымирания детей остаётся несомненным фактом»

    Настоящей бедой для страны в те годы была колоссальный уровень детской смертности. К примеру, в Московской губернии, дети-груднички составляли 45,4% общего числа умерших всех возрастов. А, по данным 1908-1910 годов, количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3/5 общего количества.

    Если в 1867-1871 годах из 100 родившихся в возрасте до года умирало более 26 младенцев, то через 40 лет динамика практически не изменилась. Из ста детей 24 умирали, не дожив до своего первого дня рождения.

    В стране был колоссальный уровень детской смертности. Фото: Public Domain

    «Прошло 25-30 лет. Во всех государствах смертность сильно понизилась; даже и там, где она весьма низко стояла, как, например, в Швеции, она уменьшилась чуть не вдвое. Наоборот, России — по этим данным, относящимся к 1901 году, не только сравнительно с европейскими, но и со всеми государствами (исключая одну Мексику) принадлежит печальное первенство в смысле потери наибольшего числа младенцев в течение первого года их жизни сравнительно с числом родившихся», — писал директор Центрального статистического комитета, профессор Павел Георгиевский.

    Эксперты того времени сходились на том, что одними из причин высокой детской смертности были беднота, тяжелая санитарная обстановка и полное отсутствие охраны труда работниц. К слову, именно смертность детей фабрично-заводских рабочих была одной из самых высоких в царской России.

    О том, что в стране на фоне роста производства растет и детская смертность, писал и Владимир Ленин. В 1912 году была опубликована его статья «Капитализм и народное потребление», в которой он отмечал: «Растет производство сыра, растет производство молока на продажу, богатеют немногие зажиточные крестьяне и купцы, а беднота еще более беднеет. Дети бедных крестьян, оставаясь без молока, мрут в громадном числе. Смертность детей в России невероятно высока».

    Добавляли свои краски к общей картине и данные санитарных врачей.

    «Население, существующее впроголодь, а часто и вовсе голодающее, не может дать крепких детей, особенно, если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина в период беременности и вслед за нею», — писали один из первых российских детских врачей Дмитрий Соколова и доктор Гребенщикова.

    Выступая в 1901 году с докладом в соединённом собрании Общества Русских Врачей, они заявили, что «вымирания детей остаётся несомненным фактом». В своем выступлении Гребенщиков подчеркивал, что «врождённая слабость ребёнка всецело зависит от состояния здоровья его родителей и кроме того, ещё особенно от тех условий, в которых находится мать во время беременности».

    «Таким образом, если мы поставим вопрос о здоровье и силах родителей, то, к сожалению, должны сознаться, что общий уровень здоровья и физического развития в России весьма невысок и, можно безошибочно сказать, с каждым годом делается всё ниже и ниже. Причин для этого, конечно, много, но на первом плане стоит, несомненно, всё более и более тяжёлая борьба за существование и всё большее и большее распространение алкоголизма и сифилиса…»

    Один врач на 7 тысяч человек

    Говоря о доступности медицины в те годы, можно отметить, что в 1913 году общая сумма расходов на медицинскую часть составляла 147,2 млн. рублей. В итоге получалось, что на каждого жителя приходилось около 90 копеек в год. В отчете «О состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1913 год», говорилось, что в империи числилось 24 031 гражданских врачей, из которых 71% проживал в городах.

    «По расчету на все население, городское и сельское, один гражданский врач в среднем обслуживал 6900 жителей, при этом в городах 1400 и вне городов 20 300», — говорилось в документе.

    В годы становления советской власти эти цифры стали меняться. Так, к примеру, к концу 1955 года численность врачей в СССР превышала 334 тысячи человек.

    * * *

    П.С.

    Желающие "похрустеть французской булкой" отчего то считают, что советская власть обделила их на графский титул, а не на лапти!



    Источник: http://fishki.net/anti/2414884-ne-dozhivali-do-30--kakova-byla-smertnosty-v-carskoj-rossii--ili-rossija-kotoruju-my-poterjali.htm
     
    Valery Dubovitsky и ШонXF нравится это.
  11. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Почему в бывших советских республиках ненавидят все русское

    26 октября президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал указ о переименовании праздника — День Октябрьской революции стал Днем истории и памяти предков. Отныне 7 и 8 ноября в республике будут вспоминать Туркестанское восстание 1916 года, когда в среднеазиатских владениях Российской империи началось сопротивление призыву на тыловые работы. Впрочем, в указе говорится, что движущей силой тех событий стало «стремление народа к свободе». В соседнем Казахстане восстание тоже считают частью национально-освободительного движения. Почему соседи и союзники России продолжают строить государственную идеологию на антироссийской риторике, «Лента.ру» спросила у доктора исторических наук Сергея Волкова.

    «Лента.ру»: Почему суверенные республики, которые образовались после распада СССР, не выбрасывают эту часть советского нарратива из своей официальной истории?


    Сергей Волков: Потому что все эти лимитрофные новообразованные государства базируют сам факт своего существования на отторжении от России. Это единственное, что они могут сказать в оправдание собственного существования и объяснить, как они появились на свет. Естественно, им надо как можно больше фактов и обстоятельств, которые можно было бы поставить в вину бывшей метрополии. Любопытно, что правительства в названных странах — с точки зрения пропаганды РФ — считаются «пророссийскими» (как, впрочем, считались проводившие такую же политику Кучма и Янукович и поныне считается Лукашенко, при котором признак хорошего тона — возводить государственную генеалогию к Великому княжеству Литовскому и воспевать битву под Оршей как победу над русской агрессией).


    Как это увязывается?


    Дело в том, что руководство РФ и формально, и по сути является продолжателем не Российской империи, а ее антипода — СССР, при котором всякая борьба против империи и «царизма» — что социальная, что национальная — приветствовалась и восхвалялась, и эта оценка никогда официально не менялась. Это позволяет, конечно, сохранять лицо при подобных выпадах соседей и спокойно реагировать на претензии к исторической России: ну, империи нам не жалко, мы-то ведь с вами братья по СССР, поэтому ликвидация наследия времен империи или утеснение русского языка и культуры не вызывает официальных протестов. Исходя из советской правовой основы им и сказать-то ничего нельзя: они и в СССР считались «государствами» с правом на выход, а теперь и подавно имеют право делать что угодно. Но когда в бывших республиках начинают избавляться от советского наследия, следует немедленная и жесткая реакция на грани истерики. Поэтому в сколько-то экономически зависимых от России лимитрофах это если и делается, то тихо, без особого шума, а с наследием исторической России и чем-то вообще «русским» можно не стесняться.

    Разве русское и советское в этих республиках не синонимы?


    Нет. Чрезвычайно показательно, что в Прибалтике, например, устранение остатков дореволюционного наследия, вопиющая дискриминация «неграждан», искоренение русского языка и подобные вещи не вызвали и десятой доли той реакции, которая последовала за переносом (не ликвидацией даже) одного советского памятника. Вот кириллицу в Казахстане отменять, переименовывать основанные русскими города или сносить в Алма-Ате напоминающую о Верном историческую застройку можно спокойно, но попробовали бы в той же Алма-Ате демонтировать мемориал Панфиловской дивизии — такой бы крик поднялся! Власти в этих странах отнюдь не глупы, практичны и прекрасно знают, что в РФ никто им не скажет: мы наследники Российской империи, и если вам угодно демонстрировать враждебность к ней, то мы учтем это и пересмотрим преференции в отношениях с вами.

    Было ли восстание 1916 года в Туркестане национально-освободительным, как это считается в Казахстане и Киргизии?


    Никаких сформировавшихся на тот момент наций в Средней Азии и Казахстане не было — даже по советским меркам. По нациям и территориям регион «нарезали» в советское время, а Казахстан и Киргизия, автономии в составе РСФСР, в качестве «государств» и вовсе были созданы росчерком сталинского пера накануне принятия Конституции 1936 года. Восстание было вызвано тем, что коренное население Туркестанского и Оренбургского генерал-губернаторств не несло общегосударственных повинностей (в частности, не подлежало призыву в армию), и когда в 1916 году там попытались набирать на тыловые работы, это вызвало возмущение, которое подогревалось исламистской и пантюркистской пропагандой, плюс активно действовали турецкие агенты.

    Поднимать на щит участников восстания 1916 года удобно только в условиях «безответности» со стороны России, так как оно объективно носило характер геноцида, как сейчас принято говорить, «этнической чистки». Восставшие истребляли в основном мирных русских крестьян-поселенцев, и действовали с большой жестокостью. В советское время документы о восстании (которое, естественно, тогда приветствовалось) издавались со стандартными купюрами: «далее опущено описание совершенных жестокостей». Но в архивах эти документы полностью сохранились, и на их фоне пресловутый ИГИЛ (ИГ, экстремистская организация «Исламское государство», запрещенная в РФ — прим. «Ленты.ру») покажется вполне цивилизованной организацией. Если бы российское руководство хоть сколько-то ассоциировало себя со старой Россией, ему было бы чем ответить. Но прославляющие восстание прекрасно знают, что Россия промолчит.

    То есть в ближайшее время мы не увидим альтернативных точек зрения на события 1916 года в официальных кругах?


    Не увидим. Ни этим государствам, ни РФ не выгодно восстанавливать конкретную картину тех событий. Осуждать и критиковать за это среднеазиатские государства — вовсе смехотворно: они на том и стоят. В самой РФ власти смотрят на дело не с точки зрения интересов традиционной российской государственности, а как наследники советско-коммунистического режима (а наследие советской идеологии предполагает восхваление и поддержку «национально-освободительного» движения) и больше всего боятся обвинений в «великодержавности» и «империализме», так что предпочитают вовсе молчать.

    Получается, отстранение от России — это естественная часть официальной истории постсоветских стран?


    Абсолютно естественная. Если бы отделилась, скажем, Архангельская область, там бы появились книги о том, что поморы — никакие не русские, что Москва их угнетала... Да любой даже из чисто русских регионов (хоть Новгород, хоть Тверь, хоть Рязань и так далее) в таких случаях стал бы строить свою «суверенную государственность» на противопоставлении Москве, раздувая и возводя в ранг «героического прошлого» столкновения с Московским княжеством в XIV-XV веках. Повторюсь: эти государства ведут себя нормально, вызывает вопросы российская реакция.

    Сотни тысяч граждан лимитрофов (и прежде всего той же Киргизии) едут сюда на заработки, при том что в идеологии этих республик заложена мысль, что Россия — это плохо. Логика их правителей безупречна: раз мы пострадали, а вы сами это если и не признаете, то как минимум не опровергаете, — значит, вы нам должны. Им никто не скажет: раз вы демонстрируете враждебность к совместной истории, мы меняем свою политику. Даже намеков на такое не было. Зачем же нашим соседям что-то менять в своей риторике? Им надо сплачивать население на основании чего-то и против кого-то. Вот они и сплачивают.

    Антироссийская риторика по отношению к событиям 1916 года звучит в тех республиках, территории которых в свое время добровольно вошли в состав России. Нет ли тут противоречия?


    Пожалуй, даже прежде всего в них. Ожидать в политике благодарности за то, что было века назад, — наивно. В политике все определяется не моралью или доброй памятью, а прагматическими соображениями. Да, Средняя Азия была завоевана, причем ни одно из разгромленных Россией ханств невозможно назвать «национальным государством» узбекского или таджикского народа, а казахские жузы и северные киргизы сами попросились под покровительство России. Но ведут себя они совершенно одинаково, потому что одинаково считают выгодным для себя изживать российское влияние и сплачивать население на национальной основе, рассчитывая к тому же в этой политике на дополнительный бонус в виде подачек со стороны враждебных РФ государств мира.

    Получается, что ситуация в официальной оценке исторических событий пока не изменится?


    Не изменится. А с чего и, главное, зачем ей меняться при той позиции, которую занимает руководство РФ по отношению к правопреемству с исторической Россией? Хотя и выдвинут тезис, что РФ является преемником как Российской империи, так и СССР, но он совершенно смехотворен, так как они абсолютные идеологические антиподы: СССР не только полностью отрицал преемство с империей, но и базировал свое существование на противопоставлении и ненависти к ней. И на практике мы видим, что преемство РФ идет только от СССР, так что политика в отношении южных соседей — лишь еще одно тому свидетельство. При этом пропаганде РФ на собственное население выгодно представлять этих соседей как безусловно дружеские страны (должны же быть у России хоть какие-то друзья). Поэтому Москва будет молчать, а они — делать то, что считают нужным.

    https://lenta.ru/articles/2017/10/31/mutiny_1916/
     
    Valery Dubovitsky нравится это.
  12. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Каким на самом деле был Максим Горький


    [​IMG]

    Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков «социалистического реализма». Его судьба была полна парадоксов.


    Босяк-богач
    Горький долгое время подавался советской пропагандой как пролетарский писатель, вышедший «из народа», претерпевавший лишения и нужду. Писатель Бунин, однако, в своих воспоминаниях цитирует словарь Брокгауза и Эфрона: «Горький-Пешков Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец - управляющий большой пароходной конторы; мать - дочь богатого купца-красильщика». Казалось бы, это несущественно, родители писателя умерли рано, а воспитывал его дед, но однозначно то, что Горький довольно быстро стал одним из богатейших людей своего времени, а его финансовое благополучие подпитывалось не одними гонорарами.


    Интересно написал о Горьком Корней Чуковский: «Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: «Обратите внимание: Горький – пролетарий, а все льнет к богатым – к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде – куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц». Поэтесса Зинаида Гиппиус также оставила интересные воспоминания. 18 мая 1918 года, находясь еще в Петрограде, она писала: «Горький скупает за бесценок старинные вещи у «буржуев», умирающих с голоду». Как можно понять, Горький был далеко не чужд материального благополучия, а его биография, созданная уже в советское время, хорошо сфабрикованный миф, который ещё требует подробного и беспристрастного исследования.


    Патриот-русофоб
    Максим Горький не раз давал повод усомниться в своем патриотизме. В годы разгула «красного террора» он писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Трагедия русской революции разыгрывается в средe «полудиких людей». «Когда в «звeрствe» обвиняют вождей революции - группу наиболeе активной интеллигенции - я рассматриваю это обвинение, как ложь и клевету, неизбeжные в борьбe политических партий или - у людей честных - как добросовeстное заблуждение». «Недавний раб» - замeтил в другом мeстe Горький - стал «самым разнузданным деспотом».

    Художник-политик
    Главным противоречием жизни Горького было тесное сопряжение его литературной и политической карьеры. У него были непростые отношение как с Лениным, так и со Сталиным. Горький был нужен Сталину не меньше, чем Сталин - Горькому. Сталин обеспечил Горького всем необходимым для жизни, снабжение писателя шло по каналам НКВД, Горький обеспечивал режиму «вождя» легитимность и культурную платформу. 15 ноября 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Максима Горького: «Если враг не сдается – его уничтожают». Горький позволял себе «заигрывать» с советской властью, но не всегда представлял последствия своих поступков. Заголовок этой статьи стал одним из девизов сталинских репрессий. В конце жизни Горький хотел в очередной раз хотел поехать за границу, но отпустить его Сталин не мог: боялся, что пролетарский писатель не вернется. «Вождь народов» разумно полагал, что Горький за границей мог представлять опасность для советского режима. Он был непредсказуемым и слишком много знал.

    Большевик, не принявший революцию
    Горький долгое время позиционировался как яростный революционер, большевик, вставший у руля культурного революционного процесса, однако сразу после октябрьского переворота со страниц социал-демократической газеты «Новая жизнь» Горький яростно набрасывался на большевиков: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия». Борис Зайцев вспоминал, что однажды Горький сказал ему: «Дело, знаете ли, простое. Коммунистов горсточка. А крестьян миллионы… миллионы!.. Кого больше, те и вырежут. Предрешено. Коммунистов вырежут». Не вырезали, револьверы нашлись и у них, а Максим Горький, так негативно отзывавшийся о большевиках и коммунистах, стал трибуном нового режима.

    Крестный отец-безбожник
    Отношения Горького с религией нельзя назвать простыми. Горькому было свойственно духовное искательство, в молодости он даже ходил по монастырям, общался с священниками, встречался с Иоанном Кронштадским, стал крестным отцом брата Якова Свердлова Зиновия. Горький и Толстой обеспечили финансово эмиграцию на Запад христиан-молокан, но религиозным человеком Горький так и не стал. В 1929 году, на открытии Второго Всесоюзного съезда воинствующих безбожников, писатель сказал, что «в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, — огромнейшее количество ненависти к человеку». Максим Горький был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя. Что-что, а христианское смирение было Горькому чуждо. Ещё в 1917 году в «Несвоевременных мыслях» он писал: «Я никогда ни в чём и не перед кем не каялся, ибо к этому питаю органическое отвращение. Да и не в чем мне каяться».

    Друг Ягоды, гомофоб
    Горький был очень нетолерантен по отношению к гомосексуалистам. Он открыто выступал против них со страниц газеты «Правда» и «Известия». 23 мая 1934 года он называет гомосексуализм «социально преступным и наказуемым» и говорит, что «уже сложилась саркастическая поговорка: «Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет!». Тем не менее, в ближайшее окружение Горького входили в том числе и гомосексуалисты. Если не касаться творческой среды, в которой гомосексуализм был явлением если не обычным, то распространенным (Эйзенштейн, Мейерхольд), можно сказать о зампреде ОГПУ Генрихе Ягоде, с которым Горький тесно общался. Ягода писал Сталину докладные записки о том, что «педерасты развернули вербовку среди красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев», при этом сам был не чужд осуждаемому явлению, устраивал на своей даче оргии, а после его ареста среди вещей бывшего зампреда ОГПУ был обнаружен фаллоимитатор.

    Защитник писателей-сталинский трибун
    Вклад Горького в организацию литературного процесса в стране невозможно отрицать. Он издавал журналы, основывал издательства, проектом Горького был Литературный институт. Именно на квартире Горького, в особняке Рябушинского был придуман термин «социалистический реализм», в русле которого долгие развивалась советская литература. Горький также возглавлял издательство «Всемирная литература» и выполнял роль своеобразного культурного «окна в Европу» для советских читателей. При всех этих несомненных заслугах Горького, нельзя также не отметить его негативной роли в деле оправдания репрессий сталинского режима. Он был редактором объемной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», изданной в 1934 году.

    В ней Горький открыто не скупится на похвалы «...это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата... в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда... Принятая Государственным политуправлением исправительно-трудовая политика... еще раз блестяще оправдала себя». Кроме того, Горький одним своим присутствием на советском литературном Олимпе оправдывал проводимую Сталиным репрессивную политику. Он был всемирно известным писателем, к которому прислушивались и которому верили.

    https://cyrillitsa.ru/past/38283-kakim-na-samom-dele-byl-maksim-gorkiy.html
     
    K.O.T и TaciturnFarcer нравится это.
  13. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Кто спонсировал восстание Пугачёва

    Осенью 1773 года разгорелось восстание Пугачева. До сегодняшнего дня события тех лет не раскрывают всех своих секретов. Что это было: казачий бунт, крестьянское восстание или гражданская война?

    Пётр III
    Историю пишут победители. История пугачевского восстания до сих пор считается спорным моментом русской истории. По официальной версии Пугачёв и Пётр III - разные люди, у них не было ни физиогномического сходства, ни сходства характеров, отличным было и их воспитание. Тем не менее, до сих пор некоторые историки пытаются доказывать версию о том, что Пугачёв и император Пётр - одно лицо. Историю же Емельки, беглого казака, написали по указу Екатерины. Эту версию, пусть и фантастическую, подтверждает то, что во время «расследования» Пушкина, никто из тех, кого он спрашивал про Пугачёва, не знал о нём.


    Люди были абсолютно убеждены, что главой войска был сам император, не больше-не меньше. По источникам, решение назваться Петром III пришло к Пугачеву не случайно. Он, в принципе, любил мистифицировать. Ещё в армии, например, хвастаясь своей саблей, утверждал, что её ему подарил Пётр I. Достоверно не известно, чьей мыслью было присвоение имени, но то, что оно было стратегически выгодно - очевидно. Народ не пошёл бы за беглым казаком, но пошёл бы за Царём. К тому же в народе в то время ходили слухи о том, что Пётр хотел дать крестьянам свободу, но «Катька его сгубила». Обещание свободы крестьянам, в итоге, и стало козырем пропаганды Пугачева.


    Крестьянская война?
    Была ли война 1773-1775 годов крестьянской? Вопрос, опять же, открытый. Основной силой войск Пугачева были, конечно, не крестьяне, а яицкие казаки. Некогда свободные, они терпели все большие притеснения со стороны государства и теряли привилегии. В 1754 году указом Елизаветы была введена монополия на соль. Этот шаг нанес сильный удар экономике казачьего войска, которое добывало деньги продажей соленой рыбы. Ещё до пугачевского восстания казаки устраивали восстания, которые раз за разом становились все более массовыми и координированными.


    Инициатива Пугачева попала на благодатную почву. Крестьяне действительно принимали активное участие в походах пугачевского войска, но они защищали свои интересы и решали свои проблемы: резали помещиков, жгли усадьбы, но дальше своих наделов, как правило, не уходили. Привязка крестьянства к своей земле - вещь очень сильная.

    После того, как Пугачев зачитал в Саранске манифест о вольности, к нему присоединилось множество крестьян, они превратили поход Пугачёва по Поволжью в триумфальное шествие, с колокольными звонами, благословением деревенского батюшки и хлебом-солью в каждом новом селе, деревне, городке. Но слабовооруженные, привязанные к своей земле, они не могли обеспечить долговременного триумфа пугачевскому восстанию. Кроме того, необходимо заметить, что Пугачев управлялся со своими войсками не в одиночку. У него был целый штаб специалистов, которые точно были не крестьянского происхождения, а некоторые были даже не русскими, но об этой стороне вопроса - отдельный разговор.

    Денежный вопрос
    Пугачевское восстание стало самым массовым восстанием за всю историю России (не считая революции 1917 года). Проведение такого мятежа не могло состояться на пустом месте. Поднять на вооруженный долговременный бунт тысячи и тысячи людей - это не митинг провести, для этого требуются ресурсы, и ресурсы немалые. Вопрос: откуда у беглого Пугачева и яицких казаков эти ресурсы появились.

    Сейчас уже доказано: восстание Пугачева имело иностранное финансирование. В первую очередь - Оттоманской империи, с которой Россия в то время вела войну. Во-вторых -помощь Франции; тот исторический период она выступает главным оппонентом растущей Русской империи. Из переписки французских резидентур в Вене и Константинополе возникает фигура опытного офицера Наваррского полка, которого из Турции необходимо было как можно скорее переправить в Россию с инструкциями для «так называемой армии Пугачёва».


    На очередную операцию Париж выделял 50 тысяч франков. Поддерживать Пугачева было выгодно всем силам, для которых Россия и её рост представляли опасность. Шла война с Турцией - на борьбу с Пугачевым были переброшены силы с фронтов. В итоге России пришлось прекратить войну на невыгодных для себя условиях. Такая вот «крестьянская война»...

    На Москву
    После триумфа войск Пугачева в Пензе и Саранске, все ждали его «московского похода». Ждали его и в Москве. Ждали и боялись. В старую столицу были стянуты семь полков, генерал-губернатор Волконский распорядился поставить у своего дома пушки, среди жителей Москвы проводились «зачистки», хватали всех сочувствующих мятежному казаку.

    Наконец, в августе 1774 года был отозван из 1-й армии, находившейся в придунайских княжествах, генерал-поручик Александр Васильевич Суворов, в ту пору уже один из успешнейших российских генералов. Панин поручил Суворову командование войсками, которые должны были разбить основную пугачёвскую армию в Поволжье. Москва «выдохнула», Пугачев решил туда не идти. Причины до сих пор не ясны. Считается, что основной причиной этого были планы Пугачёва привлечь в свои ряды волжских и, особенно, донских казаков. Яицкие казаки, потерявшие в боях многих своих атаманов, устали и начинали роптать. Назревала «сдача» Пугачёва.

    Салават Юлаев
    Воспоминанием о пугачевском восстании хранится не только в архивах, но и в топонимах и в памяти народа. Героем Башкирии по сегодняшний день считается Салават Юлаев. Одна из сильнейших хоккейных команд России носит имя этого незаурядного человека. История его удивительна. Салават стал «правой рукой» Пугачева, когда ему не было 20 лет, принимал участие во всех крупных сражениях восстания, Пугачев присвоил своему юному сподручному чин бригадного генерала.

    В войске Пугачева Салават оказался вместе со своим отцом. Вместе с отцом его же и схватили, отправили в Москву, а потом в вечную ссылку в прибалтийский город Рогервик. Здесь Салават был до своей смерти в 1800 году. Он был не только незаурядным воином, но и хорошим поэтом, оставившим солидное литературное наследие.

    Суворов
    О той опасности, которую таило восстание Пугачева говорит то, что для его усмирения привлекли не кого-нибудь, а самого Суворова. Екатерина понимала, что затягивание подавления восстания может обернуться серьёзными проблемами геополитического характера. Участие Суворова в подавлении бунта сыграло на руку Пушкину: когда он собирал материал для своей книги о Пугачеве, то говорил, что ищет сведения о Суворове.

    Александр Васильевич лично конвоировал Пугачева. Это говорит по меньшей мере о том, что Емельян Иванович был персоной не просто важной, но в высшей степени важной. Расценивать пугачевское восстание как очередной бунт - в высшей степени неблагоразумно, это была гражданская война, от последствий которой зависело будущее России.


    Тайна, покрытая мраком
    После подавления бунта и казней главных участников восстания, Екатерина приказала уничтожать все факты о крестьянской войне. Станица, в которой родился Пугачев, была перенесена и переименована, Яик - переименован в Урал. Все документы, которые так или иначе могли пролить свет на ход тех событий, были засекречены. Существует версия, что казнили не Пугачева, а другого человека. Емельяна же «устранили» ещё в Бутырской тюрьме. Власти опасались провокаций. Так это или нет, сейчас уже не доказать. Через полвека после тех событий Пушкин не мог «концов сыскать», остается ждать новых исследований.

    https://cyrillitsa.ru/history/51483-kto-sponsiroval-vosstanie-pugachyova.html
     
  14. Ирбис

    Ирбис Administrator Команда форума

    Персидский поход Сталина
    Неизвестная 4-дневная война

    [​IMG]

    В 1941 году Иран формально соблюдал нейтралитет, но недвусмысленно симпатизировал наци. На ключевых постах находилось немало подданных рейха. А иранская улица под чутким руководством немцев, контролировавших сферу образования, самозабвенно зиговала во главе с наследником престола и ждала, когда парни в фельдграу перевалят через Нил и Кавказ.

    В то же время через Иран можно было проложить отличный маршрут для поставок по ленд-лизу в СССР. Но его нужно было защитить от немецких диверсантов, местных любителей позиговать и просто разбойников. Англичан также заботила безопасность объектов Англо-персидской нефтяной компании.

    Москва и Лондон направили шаху ноты с требованием выслать всех немцев. Ноты шах отклонил, в Тегеране начались «стихийные» пронемецкие беспорядки. Стало ясно, что по-хорошему не получится.

    Иранская армия состояла из 9 дивизий с древними танками и архаичными самолётами. Её основными задачами были жандармские: расстрелы врагов режима и развешивание обнаглевших феодалов. 6 дивизий шахское командование развернуло против британского Ирака, прикрыв нефтепромыслы, 3 ― на советской границе.

    [​IMG]

    16 развёрнутых против Ирана советских дивизий на Кавказе и в Средней Азии имели тысячу Т-26 и множество бронеавтомобилей. Они были моторизованы и имели горное оснащение. Есть мнение, что эта группировка создавалась на случай едва не начавшейся войны с англо-французской коалицией, уже готовившей в 1940 году самолёты для бомбёжек Баку, ― но история рассудила иначе. Британцы готовились наступать из Ирака силами двух индийских дивизий и бригады, английских танковой и кавалерийской бригад.

    25 августа советские и британские войска перешли границы Ирана, бомбардировщики нанесли массированные удары по военным объектам. Шах потребовал объяснений. Послы невозмутимо ответили, что надо было выслать нацистов вовремя и поменьше зиговать. Пехлеви кинулся к США ― но Рузвельт лишь философически выразил надежду, что Москва и Лондон не отпилят от Ирана что-нибудь геополитически вкусное.

    Первым делом британцы пустили на дно два шлюпа, по недоразумению считавшихся иранским флотом. Королевская морская пехота и парашютисты обрушились на побережье Персидского залива, чтобы в целости и сохранности захватить нефтеперерабатывающий завод в Абадане и нефтепромыслы Хузестана. Но иранские войска при помощи восставших местных жителей сумели на время отбить город, заодно вырезав сотрудников завода из числа англичан и индийцев. К концу 26 августа британцы вынудили персов отступить на север к Ахвазу, столице провинции. Там начались позиционные бои, продлившиеся до 29 августа.

    [​IMG]

    Севернее индийцы при поддержке британской танковой бригады двинулись от Багдада на нефтепромыслы Курдистана, методично сбивая с перевалов пехоту двух иранских дивизий. Перемирие застало эту группировку в 3 километрах от Керманшаха. Обе британские колонны прошли немногим больше 100 километров, по пути взяв под контроль всю нефтянку Ирана.

    Советские войска на севере двигались стальной лавиной, как в довоенных пропагандистских фильмах. Командующий одной из иранских дивизий так впечатлился этим зрелищем, что с воплями«мы все умрём!» удрал, реквизировав машины снабжения для вывоза своих ваз и ковров. За сутки с небольшим РККА разгромила две иранские дивизии, заняла весь Южный Азербайджан и продолжила наступление.

    Каспийская дивизия тем временем высаживала десанты в прибрежных городах. Но в крупнейшем иранском порту Пехлеви подошедшие к берегу корабли с десантом попали под сильный огонь пушек и зениток, а фарватер оказался перегорожен затопленными судами. Высадить десант так и не удалось. Только 28 августа после ударов с воздуха Пехлеви был взят механизированными частями с суши. В тот же день пал Мешхед ― крупнейший город Ирана у границ Туркменской ССР. Организованное сопротивление иранских войск на севере прекратилось. Советские армии неостановимо шли на Тегеран.

    [​IMG]

    В столице началась паника, усиленная бомбардировками и наводнившими город дезертирами, рассказывавшими ужасы о страшных русских коммунистах. Генералы начали тайные переговоры о сдаче страны англичанам. Командующего вооружёнными силами за эдакую дипломатию шах лично избил тростью, оборвал погоны и чуть не расстрелял. 29 августа Пехлеви приказал своим войскам прекратить сопротивление. Танки РККА остановились в 125 километрах от Тегерана.

    Москва и Лондон потребовали уже не изгнания всех немцев, а выдачу их своим органам безопасности. Шах отказался. 16 сентября советские войска двинулись на Тегеран и на следующий день взяли столицу.

    Страну поделили на две зоны оккупации. Шаха арестовали англичане и отправили в Южную Африку, где он почему-то умер спустя три года. Новым шахом назначили наследника престола, Мохаммеда Резу Пехлеви, строго запретив ему зиговать и слушать фюрера. Через Иран потёк непрекращающийся поток грузов. Попытка Отто Скорцени устроить саботаж в «иранском коридоре» закончилась тем, что местные племена забрали у заброшенных диверсантов СС всё золото, а самих эсесовцев отдали англичанам. В итоге через Иран в СССР без особых помех прошло от четверти до трети всех грузов, поставленных СССР по ленд-лизу.

    Ценой операции, по официальным данным, стали 40 погибших советских солдат, 22 британца и индийца и более тысячи иранцев.

    https://warhead.su/2017/10/17/persidskiy-pohod-stalina
     
    vas'ka_kot, K.O.T, ШонXF и 2 другим нравится это.
  15. ШонXF

    ШонXF Well-Known Member Член Клуба JCR

    Реймс - Лаон

    Я видел озеро, стоявшее отвесно, —
    С разрезанною розой в колесе
    Играли рыбы, дом построив пресный.
    Леса и лев боролись в челноке.


    Глазели внутрь трех лающих порталов
    Недуги — недруги других невскрытых дуг.
    Фиалковый пролет газель перебежала,
    И башнями скала вздохнула вдруг, —


    И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
    И средь ремесленного города-сверчка
    Мальчишка-океан встает из речки пресной
    И чашками воды швыряет в облака.


    Осип Мандельштам написал эту поэтическую игру с геральдической символикой 4 марта 1937 года в воронежской ссылке (см. весь цикл "воронежских тетрадей"). 1 мая 38-ого поэт был вторично арестован и 27 декабря того же года умер в лагере. Реабилитирован в 1956 году. Место захоронения до сих пор неизвестно.
     
  16. TaciturnFarcer

    TaciturnFarcer Well-Known Member

    Правда жизни

    "К. Брюллов увидел в Москве в конце 30-х годов ярмарочный балаган с надписью "Панорама последнего дня Помпеи", похожую на лубок или карикатуру. Однако хозяйка балагана сказала К. Брюллову, что "у нее был сам автор и признал, что в ее балагане освещение передано лучше". (Леонтьева Г.К. Картина К П. Брюллова "Последний день Помпеи". Л., 1985. С.66. )

    [​IMG]
     
    Valery Dubovitsky нравится это.
  17. K.O.T

    K.O.T Well-Known Member Член Клуба JCR

    про восстание Пугачёва спорно
     
  18. K.O.T

    K.O.T Well-Known Member Член Клуба JCR

    есть версия, что с царской семьёй договорились, возможно напугав их до усрачки тем что расстреляли при них похожий творческий коллектив

    а по долгам, ну доллары в Америке печатали на российские деньги, да и сама Америка без русского флота могла и не состояться
     
  19. K.O.T

    K.O.T Well-Known Member Член Клуба JCR

    браво
     
  20. Valery Dubovitsky

    Valery Dubovitsky Well-Known Member Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Ты поклонник рентв, сразу видно)))
     

Поделиться этой страницей